Привет, Всем!
Чем дальше продвигается Эллис, тем сильнее им овладевает паника. Он, экс – помощник шерифа, ищет в лесу потерявшегося мальчика, параллельно сражаясь с чем-то потусторонним, необъяснимым, сверхъестественным. Обстановка накаляется все сильнее. Тропинки возникают и снова теряются. Шелест листвы, шум ручья. И тут же – голоса, от которых мурашки по коже. Возникает желание бежать со всех ног обратно, но найти путь к отступлению почти невозможно – вокруг бывшего стража порядка ожившие ели, сосны, готовые взять его в плен. Час пробил. Ведьма из Блэр готова к сбору кровавого урожая.
Несмотря на то, что оригинальной «Ведьме из Блэр» исполняется 20 лет, кинолента и сейчас влияет на творцов. Фильм конца прошлого столетия не только сделал популярными псевдодокументальные хорроры, но и заложил фундамент для продуктов жанра хоррор в игровой сфере – начиная с Outlast, заканчивая ужастиками в жанре «инди».
Естественно, кинокомпания Lionsgate, в руках которой права на «Ведьму», уже в 2000-х пробовала трансформировать свой малобюджетный продукт в медиавселенную. Но появившиеся затем продолжения и трилогия игр излишне вольно обращались с первоисточником: Terminal Reality сделала паранормальный боевик, в котором отстреливали зомби. Как следствие, сомнительные «пробы пера» не принесли дохода. Франшиза была убрана в долгий ящик.

Шанс на качественное продолжение появился лишь летом 2019 года. На ежегодной выставке E3 в Лос – Анджелесе был анонсирован проект по мотивам кинофильма 1999-го. Проект был поручен полякам — Bloober Team, психологические хорроры сделали эту контору известной, значит, шансы на добротный продукт были хорошими. Но получилось ли у авторов Layers of Fear и Observer воссоздать дух всемирно известной киноленты?
Погружение в мистику
События игры происходят в 1996 году, через 2 года после пропажи студентов-кинематографистов из оригинального фильма. Но теперь в лесу вокруг американского Бёркитсвиля пропал мальчик. На его поиски отправляется Эллис, в прошлом – страж порядка. Но когда он со своим спутником, псом Буллитом оказывается в злополучным лесу, игрок погружается в мистику с головой, теперь грань между реальностью и галлюцинациями отсутствует полностью.

Blair Witch 2019 года прилежно воспроизводит настроение кинофильма, по мотивам которого, собственно, и сделана. Здесь есть и тотемы из прутиков, которые покачиваются на ветвях, и спуск в известный подвал с кровавыми отпечатками детских ладошек – детали сохранены. Но важнее, что коллектив, трудившийся над игрой, так же грамотно, как и создатели кинокартины, выстраивают картинку, звук и освещение. Ставка делается на ужасы психологического плана, а не на набившие оскомину кровь и внутренности. Поэтому даже привычные пейзажи с деревьями по – настоящему устрашают. Туристическая палатка, которая дрожит от ветра, труп оленя, тухнущий на лужайке, валежник, который трещит под ногами — здесь самая обычная деталь подчёркивает давящую атмосферу. Погружённые во тьму лесные пространства впечатляют мрачной красотой, в них легко заплутать. К тому же ведьма часто водит главного героя за нос — закольцовывает тропинки и сбивает с дороги, моментально меняя до неузнаваемости только что посещённые места.
Подробнее о геймплее
Естественно, мрачного сюрреализма было достаточно и в предыдущих продуктах от Bloober Team, но это игры с большой натяжкой — дилогия Layers of Fear справедливо считается симулятором открывания дверей. Если говорить о «Ведьме», поляки не забыли проработать геймплей, теперь акцент на поиске предметов и применении снаряжения. Рация используется для уточнения сведений у шерифа, по телефону Эллис говорит с бывшей возлюбленной, с помощью фонарика освещает себе дорогу и сжигает призрачных чудищ, которые мелькают среди деревьев. Но старенькая видеокамера – наиболее полезный инструмент.

Находя и просматривая кассеты с записями прошедших событий, Эллис находит зацепки и учится менять реальность. Нужно попасть в запертую хижину? Проматываем плёнку до момента, когда кто-то проникает туда. Нажимаем на паузу, убираем камеру — видим, что дверь открылась. Так, в один момент, камера поможет сбежать в тумане от призраков, которых можно увидеть только в видоискатель. В другой раз — спасёт от монстра, которому нельзя смотреть в глаза. Необходимо будет идти в полной темноте, направив камеру вниз. Единственный ориентир — светящийся след на полу.

Не менее оригинально реализовано взаимодействие Эллиса с псом, которое цитирует Haunting Ground и Rule of Rose — культовые хорроры эпохи PS 2. Буллит лает, когда приближаются врага, помогает в поиске зацепок может учуять след, если понюхает найденную вещь. Спутника на четырех лапах можно гладить, поругать, покормить, приказать идти рядом. Быстро возникает привязанность к напарнику, что отражается на сюжете и даже влияет на исход игры.
Пример для подражания?
Учитывая вышесказанное, можно подумать, что продукт идеален. К сожалению, эта точка зрения обманчива. Почему? Давайте разберемся. Во — первых, игра не вызывает страха. Есть давление на игрока, периодически возникает напряжение, можно пощекотать нервы. Очень сложно испугаться, когда призраки застревают в деревьях и моментально сгорают, стоит лишь посветить на них фонариком. Приходит осознание, что существенной опасности для героя, по сути, нет, если не считать редкие встречи с оппонентами. Кроме того, эмоции главного героя очень скудны: несмотря на необычную, мягко говоря, обстановку, манера актера, занимавшегося озвучиванием главного героя, явно не вписывается в общую картину.

Сценаристы тоже перестарались. Одной из особенностей оригинальной «Ведьмы из Блэр» была недосказанность, пугающая зрителя. Нужно достраивать «пазл» самим. Разработчики игры стремились максимально разложить все по полкам, не дав разгуляться фантазии. Стремясь показать драматичность ситуации, авторы игры включили в нее большое количество клише штампов: нашлось место и ветерану боевых действий, разрыву с возлюбленной и т.д. В итоге всё, что связано с прошлым экс — полицейского и воспоминаниями о военной службе, так скажем, читается. Интересны лишь поиски ребенка. Но не у всех хватит терпения, чтобы дождаться развязки: сценаристы, как говорится, долго запрягают. Если брать общую продолжительность, то самые интересные моменты выпадают на последний час игры.

Такие нестыковки везде. Художники скопировали знаменитый Nokia 3310, но дизайн призраков не очень впечатляет. Они больше похожи на героев дешевых инди-страшилок. Атмосферные лесные локации неприятно контрастируют с воспоминаниями о службе. Пес то слишком активен, то похож на марионетку. Есть вопросы и к вариантам финала игры — не раскрывая важных деталей сюжета, отметим, что условия получения хорошего финала иногда крайне нелогичны.
Подведем итог.
С учетом всех огрехов Blair Witch — все равно представляется лучшим продуктом из сделанных за 20 лет, прошедших после выхода киноленты 1999 года. Пугающих моментов практически нет, но те, что есть реализованы достаточно интересно. Атмосфера классической «Ведьмы из Блэр» восстановлена достаточно неплохо, органично сочетаются мрачные лесные пейзажи, загадки с видеокамерой и абсолютно живой напарник. Из минусов: игра больше держит в тонусе, но напугать не может, оптимизация на среднем уровне, сюжет предсказуем, финал несколько затянут.
Играйте в годные игры, но и хорошие книги читать не забывайте!