Привет, Всем!
26 апреля 2019 года игровая студия Paradox Interactive выпустила увлекательную стратегию про античный мир под названием Imperator: Romе. Эта игра стала настоящей неожиданностью для преданных фанатов, которые давно ждали подобного проекта от любимой студии, создавшей отличные глобальные стратегии: Сrusader Kings, Europa Universalis и Hearts of Iron. Смогла ли компания снова создать игру, в которую действительно хочется играть? Об этом подробнее в статье.
Слишком сложно – не бывает
Imperator: Romе представляет собой гигантский геополитический мир, который разделён на различные области. Одного взгляда на них достаточно, чтобы увидеть классический почерк Paradox.

Новая игра воистину достойна звания «слишком сложной», причём это скажут даже заядлые любители пошаговых стратегий. Конечно, другие проекты компании никогда не были лёгкими, например, та же Europa Universalis, которую закрывали только из-за обилия непонятных значков интерфейса.
В Императоре можно с лёгкостью проиграть практически на старте, если пытаться построить империю Три Дубка, и без серьёзных намерений начать играть. Но, погружение в Imperator: Romе обязательно произойдёт, стоит только преодолеть её высокий порог игрового процесса. После осознания своих действий, своеобразное судоку станет намного увлекательней серии игр Total War.
Возможно, новая игра создана для того, чтобы послужить порталом в увлекательный мир проектов Paradox. Она более гуманно относится к игроку, а многие механики упрощены, но при этом геймстудия собрала лучшие «фишки» из других «детищ». Если сравнивать по духу, то ближе всего к Императору будет именно Europa Universalis. У обоих игр практически одинаковое управление экономическими, политическими и дипломатическими процессами.
Нельзя сказать, что это плохо, ведь геймстудия создала свои правила глобальных стратегий, которые считаются единственно верными для многих компаний, даже несмотря на небольшое количество новых идей.
Спасает положение «приевшихся» функций исключительно новый сеттинг, позволяющий погрузиться в атмосферу с первых минут игры, благодаря чему не замечаешь небольших минусов. Новая игра позволяет захватить мир в период становления величественной Римской Республики, объединив под своими знамёнами Сенат и Граждан Рима (SPQR), народы Апеннинского полуострова и все цивилизованные, а также варварские государства.

Действия игры начнутся практически сразу после завершения Второй Самнитской войны. Именно в то время итальянские народы были практически объединены под управлением гениальных римлян. Даже несмотря на то, что север принадлежал множественным городам-полисам этрусков, юг – греческим городам-государствам – больше никто не мог претендовать на гегемонию острова, кроме самого Рима.
Но даже с таким расположением сил, у игрока хватает сильных противников, желающих точно также стать единственными владыками цивилизованного мира. Средиземное море с прибрежными землями принадлежит Карфагену, представляющего главную торговую державу всего региона. Пелопоннес, Египет, Сирия и земли Малой Азии остаются под влиянием бывших диадохов (полководцев) Александра Македонского, с которыми рано или поздно придётся встретиться. В качестве врагов или своеобразных союзников – выбирать игроку.
Все игровые фракции будут претендовать на величие, однако не всемирное. Весь мир захватить в буквальном смысле – невозможно. Такая уж игра от Paradox. Да и она не об этом. Её главная задача заключается в подробной, умеренной симуляции античного мира, в котором изменить можно многое, но только в реальных границах человеческих сил.
Карта мира в Imperator: Romе просто огромна. Игрок сможет побывать в Европе, Африке, Востоке, в том числе и в Индии, а также Синае. Во время развития можно будет увидеть всё, что видели и знали римляне.

Отличным нововведением стало отсутствие европоцентризма, так как есть громадный список других наций. Например, можно начать кампанию за род Маурья, и в последствии объединить всех индийских князей, или начать строительство Иудейского царства, даже если это будет невероятно сложно.
Также можно отметить разделению игрового мира и общей карты. Она работает так, как и должна работать хорошая игровая «фишка». К примеру, древние люди считали, что все цивилизованные поселения Египта всегда располагались тонкой линией вдоль речных русел. В те времена никто бы не решился захватывать пустынные земли, поэтому они будут присоединены к государству игрока сразу же после захвата жизнеспособных прилегающих территорий.
Перейти Альпийские горы и горную местность можно только через несколько узких проходов, которые бдительно охраняются расположенными на них государствами. Поэтому пройти просто так, не потеряв 2-3 тысячи человек – не получится в любом случае.
К тому же, при нахождении армии игрока в этих областях не будет бесперебойных поставок продовольствия, что станет критическим показателем для всего войска. Солдаты будут умирать голодной смертью, и от болезней, поэтому стоит пять раз обдумать, стоит ли этих жертв данные регионы?

Но в случае их захвата и грамотном расположению сети крепостей – никто более не сможет пройти мимо, не спросив разрешения у игрока. Потому как дипломатия – это единственный выход ИИ, при необходимости прохода, так как крепости в этих местах станут единой непреодолимой стеной.
Удивительно, но в Imperator: Romе твердыни стали более значимыми сооружениями, которые действительно помогают сохранять границы государства. В игре у них большой радиус контролирующего действия на окружающие территории. Именно это позволяет избавить игрока от необходимости содержать в относительно бесполезных и слаборазвитых регионах целый гарнизон, в котором и охранять можно, разве что трёх уставших крестьян.
Система крепостей позволяет экономить много времени и нервных клеток, так как воевать придётся чуть ли не каждую минуту. Устал от боевых действий и жаждешь перемирия? Враг уже наращивает силы и захватывает новые стратегически важные области. Однако к военной агрессии на некоторых территориях всё же придётся относиться с прагматической стороны, так как минусов от их удержания и захвата будет намного больше, чем при их оставлении врагу. Например, застрять на глухом перевале, чтобы потерять в бесчисленных схватках армию – может стать серьёзным ударом на всю оставшуюся игру.
И всё-таки стоит признать тот факт, что игровой процесс Imperator: Romе в основной степени показывает нам именно военные действия, нежели дипломатические интриги или экономические хитрости. Практически всё в этой игре упирается в эффективность наращивания и управления свободным жизненным пространством государства.
С выбором построек для провинций не стоит заморачиваться, так как предусмотрено всего 4 типа, которые в последствии нужно улучшать. Например, рынок – предоставит большее количество золота, амбар – позволит увеличить популяцию мирных жителей, крепость – увеличит защиту земель, а тренировочный лагерь – даст большее количество подготовленных к войне рекрутов.

Благодаря военной ориентации игры, разработчик смог внедрить улучшенную систему военных действий, без стандартного бросания в бой пушечного мяса и классических «бросаний костей». Теперь в армии каждого Генерала будут лёгкая и тяжёлая пехота; лёгкая и тяжёлая, а также стрелковая кавалерия; колесницы, верблюды и слоны.
Однако, чтобы получить такую армию, нужно владеть определёнными ресурсами. Например, чтобы производить боевые соединения слонов, понадобится распространить свою власть на африканские регионы, где водятся слоны. Аналогичная ситуация с верблюдами. К тому же, потребуется проложить торговые пути, чтобы получать данные «ресурсы», не забывая о их защите от налётчиков.
Каждая фракция в игре обладает своеобразным стилем ведения боя. Например, скифы предпочитают сражаться на расстоянии с помощью конных лучников. Селевкиды будут топтать врагов тяжёлой конницей – катафрактами. А разные государства ближнего востока будут пытаться давить игрока своими бесчисленными отрядами лёгких пехотинцев.
Римляне в этом плане, наверное, самые организованные. Они предпочитают аккуратно действовать с помощью натиска тяжёлой пехоты. Также можно менять формацию отрядов, применять бег или умеренный натиск. Но, так как это игра Paradox, полноценной солдатской войны тет-а-тет не будет.
Но войны Imperator: Romе – это не банальное расширение государственных границ. Основа для богатства – это большое количество рабов, поэтому отсидеться, пытаясь улучшить ветряную мельницу – не выйдет. Без рабской силы не будет экономического роста государства. Но добывать её придётся, опять же, путём ведение военных действий.
Иногда сама игра будет косвенно подсказывать, вместе с вашей интуицией, возможности выгодного начала конфликта, чтобы захватить ресурсы, не потеряв при этом много армий. Это, кстати, прямая отсылка к реальному положению дел в античное время.

В игре присутствует интересная рабская функция. Например, аристократов и их семейство нельзя превратить в невольников. Их можно казнить на месте, либо выдать римское гражданство, получая таким образом, хорошего генерала или управленца. Однако с этим стоит быть осторожным, так как в какой-то момент можно не заметить, как Юлиев в игре почти не осталось, а у власти стоят Перфитраксы из Афин или Метеды из Иерусалима. Стоит отметить, что публичных ксенофобских порицаний в игре не будет – этого не предусматривает игровая механика.
В Империи игрока есть три сословия: полноправные граждане, свободные жители и племена. Первые – занимаются разработкой технологий. Вторые – расширяют торговый диапазон и предоставляют людей для сбора армии. Третьи – сплошные варвары, которых нужно окультуривать.
Особые фишки или как Paradox усложнил жизнь игрокам
Но наряду с интересными нововведениями Imperator: Romе, разработчик добавил дополнительный груз на плечи игроков – проблемы с автоматизацией. В некоторых моментах её просто не хватает для нормального продолжения игры. Например, при переводе жителей из одной категории в другую, необходимо самостоятельно кликать на каждого из них.
При этом, практически все имперские граждане относятся к разным религиям и рождены от различных культурных общин и их также необходимо приобщать к римской культуре, что приводит к ещё большим хаотичным кликам мышью.
Особенно трудно придётся с египтянами, у которых греческая культура, принесённая династией Птоломеев, будет доминировать и поддерживаться исключительно в нескольких областях. Но и все остальные регионы придётся внедрять в лоно Империи.

Множественные культуры и вероисповедания будут вносить свою негативную лепту в общую нестабильную политическую ситуацию. Знатные семьи Рима будут утрачивать свою популярность, что со временем может привести к бунтам. По этим причинам не стоит забывать про внутреннюю политику.
В игре присутствуют три значимых типа государств: монархический, республиканский и племенной. Каждый режим потребует хорошего управленца на посту, поэтому нужно думать, куда ставить эффективных, но не лояльных управленцев, или верных, но слабоэффективных кадров.
При этом каждый режим Рима соответствует своему определённому политическому стилю. В игре могут быть гражданские войны, свержение императора, различные внутренние претенденты на трон и другие проблемы. Самой главной из них становится сенат, который связывают руки главе государства. Пойти против него, означает начать опасную игру, увеличивая своеобразную шкалу тирании, что станет основой гражданской войны.
Однако в игре присутствуют и другие, не менее серьёзные проблемы. К примеру, при назначении тирана на военный пост во время войны, после её окончания, он может не захотеть уйти. Также один из аристократов может набирать солдат, настраивая их против игрока. Контролировать их напрямую нельзя, можно предложить почётно сдаться или убедить распустить войска. К тому же, некоторые расходы, которые потребуются им на содержание армии, такие как рекруты, будут списываться именно со счета игрока, так как войска могут изменить гражданскую позицию.

В игре можно принимать законы, что позволяет корректно принимать пути развития игры. К примеру, военные реформы Гая Мария, при игре за Рим, или законы Гракхов. Однако придётся тратить самый важный ресурс – ораторские очки, которые представляют собой игровую валюту. Понадобится она может практически везде.
Ещё одним недостатком можно считать слаборазвитую информационную систему – в Imperator: Romе есть много кнопок, показателей и функций, но практически нет цифр и сведений, что на что влияет.
К тому же, игровой процесс почему-то заострён на цивилизованных странах. Все варварские племена заведомо находятся в неконкурентном положении. Сюда же можно приписать слабую миграционную механику, запрет на разделение свиты вождя и неуклюжий искусственный интеллект.
Последней главенствующей сложностью можно считать то, что игра завершается на возвышении в Риме Октавиана Августа, что явно намекает на множественные дополнения. Но, возможно, это и не плохо, так как благодаря DLC, множество серий игр от Paradox живы до сегодняшнего дня.
Подведём итог нового Рима
Imperator: Romе – это чрезвычайно сложная, но при этом увлекательная игра от популярного издателя Paradox Interactive. Любителям глобальных стратегий, с практически неограниченным миром, точно не стоит проходить мимо этого проекта.
Геймстудия Paradox снова смогла создать отличную стратегию, используя весь наработанный за множество лет опыт, выбирая только лучшее из других проектов и воплощая их в Imperator: Romе.
Играйте в годные игры, но и хорошие книги читать не забывайте!