Привет, Всем!
В феврале текущего года вышла одна из самых долгожданных игр на территории СНГ — Metro: Exodus, которая была разработана на модифицированной архитектуре 4A Engine. Данная версия движка является внутренней разработкой украинской компании 4A Games, которая в течение нескольких лет трудилась над новым Метро. Смогли ли разработчики передать всё те же эмоции постапокалиптической России в «Исходе»? Об этом подробнее в статье. Поехали!
Что из себя представляет новое Метро?
Metro: Exodus является продолжением серии популярных игр литературной вселенной Метро 2033, которую создал Дмитрий Глуховский. Он же выступал в качестве главного сценариста всей серии игр.
Основной жанр игры – шутер от первого лица с элементами выживания, стелса и экшена. Начальные действия игры разворачиваются всё в том же московском метро, где ещё совсем недавно дрались в тяжёлой битве «коммунисты», «чёрные» и рейнджеры Ордена Спарта. Несмотря на победу спартанцев и «чёрных», баланс сил в метрополитене нарушен, поэтому необходимо заново наращивать боевую мощь и искать новые места для жизни.

Со времён 2010 года компания смогла создать игру, которая по бюджету, графике и масштабности стоит рядом с такими популярными вселенными, как Far Cry и Wolfenstein. Изначально игре были присущи тёмные тона сурового московского метрополитена, из-за чего дорогостоящая графика была не особо и нужна. Метро 2033 завоёвывала аудиторию непередаваемой атмосферой, отличными второстепенными персонажами и главным героем. Metro: Exodus не зря называют игроком «высшей лиги» игровой индустрии.
Отличная графика и странная анимация
Разработчики Metro: Exodus тщательно пытались заставить привычное метро стать ААА-игрой. Это отлично выражается в плане графической составляющей. Благодаря инновационной платформе с использованием DirectX 12, игра способна передать тончайшие лучи солнца сквозь листву, различные блики оружия или отражения в воде. Всё это выглядит изумительно.
Концепция, благодаря художникам, получилась шикарной. Разрушенная в результате ядерной войны страна, с её заброшенными фабриками, домами, гаражами – создаёт непередаваемую атмосферу постапокалипсиса. Несмотря на всю жуткость ситуации и знакомые пейзажи, в игре по-прежнему чувствуется тепло родного государства.

Подчёркивает это отлично подмеченный юмор, из-за которого на протяжении игры можно прочитать интересную надпись или увидеть плакат и иллюстрацию.
Однако немного портит общую картину анимационная часть персонажей. Она попросту не дотягивает до эпатажного уровня игры. Модели НПС детализированы по максимуму, но их телодвижения и мимика оставляет желать лучшего. Но при этом разработчики то и дело акцентируют на них наше внимание. Достаточно тяжело слушать речь лидера спартанцев Мельника, когда он, произнося шедевральный монолог, практически не двигает челюстью, не говоря уже о губах или веках.

Остальные НПС двигаются хаотично. При этом иногда можно заметить неизвестные ускоренные телодвижения. За счёт такой анимации игра чем-то напоминает Mass Effect: Andromeda. На фоне безупречной графической составляющей – смотреть на анимацию больно. В игре такого уровня не должно быть подобной «бюджетности».
Основной геймплей
С интерактивной составляющей Metro: Exodus также окутано пеленой странностей. По некоторым сюжетными причинам, Артём с собранной группой единомышленников, спартанцев, женой и ребёнком отправляются на поиски «оазиса», в котором смогли бы обосноваться люди московского метрополитена. ГГ начинает свой путь по бескрайним простором России на модифицированном паровозе с эпохальным названием «Аврора».

Мир игровой вселенной на этот раз практически весь открыт для свободного исследования игроком. Всего в игре представлено три открытые зоны, которые будут открываться по ходу передвижения сюжета в старых. По размеру каждая из них представляет собой как 1,5 Свалки из не менее культовой игры S.T.A.L.K.E.R. Тень Чернобыля.
Каждая зона разделена «точками интереса», которые выделяются на карте Артёма специальными вопросительными знаками. При исследовании, ГГ сможет найти гнездо мутантов, лагеря выживших бандитов, обезумевших людей, заброшенные постройки или укрытия, где можно спокойно отдохнуть и перевести дух.
Три локации при этом совершенно отличаются друг от друга, в отличие от популярной игры Death Stranding, где весь мир однообразен. Первая локация, на которую попадает ГГ – труднопроходимые болота, которые затрудняют передвижение из-за множественных трясин и мутировавших «креветок». Также на болотах есть рыба внушительных размеров, которую местные жители считают богом, спустившимся с небес.
Вторая локация представляет собой бескрайнюю пустыню Каспийского региона, по которой нужно передвигаться скорее на машине, нежели пешком. К тому же, в данной зоне периодически будут проходить песчаные бури.

В лесах можно обнаружить огромное количество партизанских гнёзд, различных ловушек и голодных зверей. Разработчики постарались сделать все три локации интересными и открытыми для исследований и собирательства, словно в американском Fallout. Но… Нужно ли это всё нашему Метро? Вряд ли.
Стоит отметить, что тысячи фанатов подвергали критике эпизод в Каспии ещё на стадии разработки и трейлеров, из-за явного подражания вселенной «Безумного Макса». Некоторые заимствования трудно не заметить.
Начинать изучение окружающего мира совершенно уныло с геймплейной стороны: в игре нет никакого рейтинга и экономики, ради которой стоило бы зарабатывать привычные «патроны». Также в игре отсутствует опыт – его можно заработать только в качестве повышения своего геймерского скилла.
Разведывать новые точки интересно только в плане добычи ресурсов, которые можно тратить на улучшение костюма и создание обвесов для оружия, но их можно снять с убитых врагов.
В редких случаях, конечно, можно встретить интересного персонажа или просмотреть какую-нибудь смешную сцену или найти нестандартное место для изучения – но это огромная редкость, которая проскочит в игре один раз в пяти точках.

К большому сожалению, окружающий мир – мёртвый. Все расположенные на локациях НПС привязаны к своим местам и лишний раз не двигаются с места. В ходе приключений можно встретить разве что какого-нибудь зайца, летучего демона или мутированное животное.
Система ведения огня, оружие и боевые действия
Из-за отсутствия необходимых RPG моментов, единственная радость в игре – это сражения с бандитами и мутантами. Но даже тут разработчики допустили оплошность. Ведение огня не выросло со времён Last Light, хотя прошло уже 5 лет.
Также разочаровала система повреждений, которая практически отсутствует. Все противники слабо реагируют на прямое попадание. Тяжесть автомата или отдача оружия совсем не чувствуется. Понять, что противник умер, можно либо по хитпоинтам, либо по рэгдоллу.

Однако при этом разработчик добавил интересную особенность использования оружия – скопление грязи. Огнестрел пачкается от регулярного использования или нахождения в воде. Это портит его характеристики и делает менее привлекательным.
В игре слабо развит Искусственный интеллект, из-за чего каждый бой проходит однообразно и, в какой-то мере, глупо. Противники совершают совершенно необдуманные и предсказуемые действия.
Стоит заметить, что подобные проблемы наблюдаются ещё со времен Метро 2033, но тогда это окупалось некой камерностью игрового мира и меньшими масштабами. Но сейчас, при настолько большом мире, не доработать эти моменты – печальная новость.
Возрождение духа серии
Несмотря на описанные недостатки, с наступлением второй части игры и завершением арки в пустыне, Метро 2035 преображается в привычную нам со времен первой части игру. Все «модные» западные фишки отходят на второстепенный план, а на первый выходит легендарный метрополитен 2033 года.
Третья и последняя игровая зона является проработанней двух других. В ней все события происходят линейно, можно увидеть различные дизайнерские идеи и грамотную работу режиссёрского состава. Различные переходы, развилки, скриптовые сцены – это заставляет «почувствовать себя снова живым» — как говорила во второй части нынешняя жена Артёма Анна, которая является дочерью Мельника.

К тому же, если в Каспии ГГ постоянно преследуют второстепенные персонажи, то в этих смертельно опасных местах можно рассчитывать только на своё умение выживать – практически никого из живых людей до конца арки не встретишь. Возможно именно к этому нас готовила 4A Games.
Интересные моменты
В процессе прохождения сюжетной линии, главное меню будет постоянно изменять свой дизайн, что достаточно необычно, хотя так не хватает привычного Бурбоновского «что-то я не удивлён» из главного меню Метро 2033.
Во время прохождения не стоит забывать о разговорах с членами команды и экипажем «Авроры», каждый из них достоин отдельного игрового эпизода. Разработчики смогли превратить отремонтированный поезд в уютный дом на колёсах, в котором есть нотки домашнего уюта.

Различные сведения о команде Артёма можно прочитать в любой момент в капитанском журнале Артёма, где каждый член подробно описывается и иллюстрируется. Например, полковник Мельник мечтает о тихой жизни, но при этом постоянно готовится дать отпор оккупантам, в присутствии которых он уверен на все 100%.
Молодой неопытный разведчик Идиот пытается всячески проявить себя, как это в своё время сделал Артём, но при этом парень постоянно зря рискует своей жизнью. Анна хочет побывать на Тихом океане и начать спокойную жизнь вместе с Артёмом, а добрый Степан желает, чтобы все вокруг были счастливы.

Однако, чтобы узнать действительно интересные истории своих спутников, придётся время от времени разговаривать с членами экипажа. Все второстепенные сюжетные линии придётся искать самому. Игра не предоставит ничего подобного. Чтобы не потерять важную информацию и мелочи, нужно выделять время на разговоры и отдых в уютных вагонах «Авроры».
Что можно сказать по итогу?
Metro: Exodus – это приятная игра, на которую не жалко потратить около 15 часов своего времени. Но чтобы её понять, лучше всего пройти всю трилогию. Так как игра рассчитана на более взрослую аудиторию, то и психологический смысл в ней соответствующий. К тому же, в игре присутствует в разумной мере приятная нагота и бранная ругань, с не всегда цензурными плакатами и карикатурами.
Несмотря на попытки команды разработчиков попробовать сделать из серии Метро что-то новое – это получилось довольно слабо. Возможно, данное суждение вызвано тем, что преданные фанаты трилогии привыкли к совершенно другому жанру и подаче материала. 4А Games сильна в мелочах, в таких, которые ни один другой разработчик не учитывает. Но жаль, что увидеть те самые мелочи можно лишь во второй половине игры.

В целом, игру однозначно стоит пройти хотя-бы один раз из-за уникального и привычного всей серии эпилога. Несколько недостатков не смогли разрушить уникальную серию игр и вселенную Дмитрия Глуховского.
Играйте в годные игры, но и хорошие книги читать не забывайте!