Всем привет!
Восторг игровых журналистов на всех сайтах, миллионы школьников на Twitch, которые смотрят трансляции по игре в надежде получить приглашение на закрытую бету, сенсационные заголовки вроде “Посторонись, Counter-Strike, твое время прошло”. Ажиотаж вытекает буквально из всех щелей. Но оправдано ли такое внимание? Не скрывается ли за ним громкий провал, которых современные геймеры на своем веку увидели немало? С этим предстоит разобраться.
Valorant – детище доктора Франкенштейна
Подобно знаменитому киношному монстру, Valorant буквально слепили из нескольких частей. Первой составляющей стал Counter-Strike: Global Offensive, от которого взяли бои 5 на 5 человек с привычной для всех целью – установкой бомбы (здесь она называется несколько иначе, но факт остается фактом – функция одинаковая) или же ее разминированием, если играть за противоположную сторону конфликта. В какой-то момент команды меняются сторонами, чтобы матч был честным и сбалансированным.
Что еще позаимствовали из CS:GO
- Паттерны отдачи оружия (многие из них 1 в 1 повторяют стрельбу какого-нибудь автомата Калашникова);
- Структура уровней с точками A, B и так далее. Дизайнеры некоторых карт для оригинального CS даже приняли участие в разработке игры, что можно понять по узнаваемому стилю;
- Ускоренный бег, если переключиться на нож, и залезание на объекты с зажатием кнопки приседания во время прыжка;
- Покупка оружия за деньги, заработанные в ходе предыдущих раундов.
Остальными кусочками монстра Франкенштейна стали многочисленные MOBA-шутеры, в последнее время расплодившиеся словно грибы после дождя. Традиционную формулу CS Riot решили разбавить вкраплениями из Paladins, Overwatch и их аналогов. Сейчас в игре представлен десяток персонажей, имеющих по три обычные способности и одну ультимативную – с повышенной мощностью. И ладно бы они просто позаимствовали саму концепцию. Но нет, здесь некоторых персонажей буквально “слизали” под копирку.

В русском лучнике Сове узнается Ханзо с его эхолокационной стрелой. Также тут есть своя Трейсер, Солдат и многие другие. Конечно, все переделано и изменено таким образом, чтобы правообладатели не закидали руководство компании исками за плагиат. Так уж повелось, что создатели MOBA бесстыдно воруют друг у друга идеи, так как придумать что-то кардинально новое в этом жанре уже вряд ли представляется возможным.
В игре Valorant нет места красоте и технологичности
Графическая составляющая сделана с упором на максимальную доступность игры для всех слоев населения – как матерых геймеров с передовыми системами, где стоят процессоры и видеокарты последнего поколения, так и владельцев маломощных конфигураций. Проект даже запускается на Core 2 Duo и его аналогах, да и видеокарта нужна далеко не самая передовая. Но стоило ли оно того? Ведь графика напоминает нечто уровня корейских шутеров или даже, прости Господи, мобильных игр для Android и iOS. Все очень минималистично, мультяшно и чересчур вторично, ведь многие из попробовавших Valorant людей уже наиграли не одну сотню часов в Паладинов и Overwatch.

То же самое и с физикой. В 2020 году уже как-то не впечатляют шутеры, где нельзя разрушать карту, раскидывать разнообразные предметы, наслаждаться эффектами частиц дыма, реалистичным огнем и взрывами. Уж слишком высокую планку в этом плане задал Battlefield и весьма удачный сетевой боевик от Ubisoft Rainbow Six: Siege. Counter-Strike тоже выглядит топорно по современным меркам, но там хотя бы есть реалистично нарисованное оружие и локации, а тут на локациях сумбур из элементов футуризма, национальных архитектур и других частей, которые в реальности нигде не сочетаются.
Free-to-play со всеми вытекающими из этого последствиями
Игра на релизе будет полностью бесплатной, но с платными возможностями. Никакого влияния доната на геймплей, но зато все стандартное оружие выглядит серо и невзрачно, что поначалу приводит большинство игроков к путанице. Сделано это намеренно, так как иначе было бы сложнее монетизировать проект с помощью продажи разного рода косметических предметов. Уже сейчас, на этапе закрытой бета-версии, можно ознакомиться с кислотных цветов раскрасками, мудреными узорами и украшениями для ваших стволов. Некоторые даже будут менять анимации перезарядки оружия и стрельбы из него. Все сделано для того, чтобы у людей появилось желание стать самым модным франтом на виртуальных просторах.
Другой бич F2P игр – наличие читеров. Даже если заблокируют один аккаунт, всегда можно сменить его на другой. И несмотря на обещания разработчиков защитить людей от нечестных игроков, использующий дающие им преимущество программы, уже во время тестирования нашлось несколько индивидов, активно наводящихся по стенам и творящих вещи, на которые даже опытный киберспортсмен вряд ли был бы способен. Баны Riot раздает оперативно, не давая портить веселье другим, но сам факт столь быстрого обхода защиты уже настораживает. Если игра станет популярна (а она станет, тут спору нет), ее может постигнуть судьба CS. Вроде бы и борьба с читерами у Valve есть, но они все плодятся и плодятся. Даже на профессиональных турнирах.

Ну и самое главное, с чем вынужден будет столкнуться Valorant, это сообщество игроков. У бесплатных игр оно традиционно недружелюбное, изобилует агрессивными школьниками и людьми, которые воспринимают свои проигрыши близко к сердцу. Игроки в CS, Dota, LoL и другие F2P дисциплины сталкиваются с токсичным к себе отношением, тогда как в платной Siege, например, сообщество куда более доброжелательное, а токсичных геймеров быстро блокируют.
Но не все так плохо
Многие могут подумать, что обзор переполнен ненавистью, а позитивные стороны намеренно умалчиваются, но это далеко не так. Проект определенно не революционный, не впечатляет геймплеем и графика у него посредственная. Критика здесь полностью оправдана. Преимущества же у него следующие:
- Киберспортивная направленность и отточенный баланс, благодаря которому можно надеяться на честное противостояние 5 на 5 в равных условиях;
- Низкие системные требования, что для многих очень критично ввиду низкого материального достатка или желания поиграть на рабочем месте;
- Тикрейт в 120 Гц, гарантирующий максимально точную регистрацию передвижений игроков, попаданий друг в друга и пр. Riot в этом куда больше преуспели, чем Valve со своим CS;
- Приятное ощущение во время стрельбы, необходимость контролировать отдачу оружия, чтобы попадать по врагам;
- Бесплатность (выше уже было написано, почему это является минусом, но также это является и плюсом – для тех, кто не хочет тратиться на игры и готов довольствоваться бесплатными проектами);
- Крутая и продуманная тренировочная площадка, на которой игроки смогут отрабатывать способности и стрельбу.

Несомненно, будь игра первопроходцем или хотя бы вышедшей перед Overwatch, она имела бы вес в сообществе. Но сейчас, если отбросить весь нагнетаемый маркетологами ажиотаж и взглянуть на игровой процесс и графику, дизайн окружения и персонажей, все кажется несколько вторичным. Поэтому Valorant получает оценку 7 из 10 – за счет вылизанного сетевого кода, сбалансированных уровней и вариативности тактик. В момент релиза на сервера хлынет множество людей, но далеко не факт, что через некоторое время игра не растеряет свой онлайн, как это случилось с Overwatch.

Все зависит от действий самих Riot Games и того, как они будут поддерживать свое новое детище обновлениями – правками баланса, добавлением новых персонажей, доведением до ума защиты от читеров. С League of Legends, например, у них это получилось.
Играйте в годные игры, но и хорошие книги читать не забывайте!